Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

четверг, 29 марта 2012 г.

Этнические общности. Межнациональные отношения

Во всем мире, да и в нашей стране, существует множество этнических групп, а значит, и множество различных культур. Это явление имеет свои положительные и отрицательные стороны. Многообразие культур в рамках одного государства создает отличные возможности для диалога культур. Но, к сожалению, зачастую разница культур нередко становится препятствием для взаимопонимания между различными этническими группами, а в крайних случаях - основой для этнической нетерпимости, межнациональных конфликтов. Поэтому я глубоко убеждена, что данная тема, помимо серьезного содержательного аспекта (понятие этноса, функции этносов, исторические типы этносов, тенденции в развитии межнациональных отношений), должна нести глубокую воспитательную составляющую, помогая учащимся осмыслить свое отношение к представителям других культур, оценить свое поведение и конкретные поступки, шаг за шагом формировать у себя толерантное сознание и толерантное поведение. Надеюсь, что предложенные ресурсы помогут в этом.
1) Коллаж для мотивационного этапа урока.
Учащимся демонстрируется коллаж и задается вопрос: что вы можете сказать о людях, которые изображены на коллаже? Что их объединяет? Что лежит в основе различий между ними? Обобщая ответы учащихся, происходит формулировка темы урока, постановка и принятие целей.

2) Опросы для учащихся, интерпретация данных которых на уроке может стать как элементом мотивации, постановки проблемы урока, так и частью рефлексии.
  • Опрос на тему "Межнациональные и межгосударственные отношения" проводился Аналитическим центром Юрия Левады "Левада-центр" в августе 2004 г.
В рамках изучения данной темы, можно провести подобный опрос среди учащихся. Опрос: Анкета по проблемам межнациональных отношений При этом на уроке следует обязательно обратиться к его анализу. 
  • Методика "Житейские диалоги".
С целью определения уровня толерантности учащихся, можно воспользоваться методикой "Житейские диалоги", разработанной Центром толерантности "Доверие" Санкт-Петербургского государственного университета. Опрос: Методика "Житейские диалоги" Интерпретация полученных результатов производится следующим образом: первый вариант ответа в каждом вопросе свидетельствует об открытой интолерантности; второй - о скрытой интолерантности, третий - о толерантности. После подсчета можно увидеть преобладание той или иной характеристики у человека или группы участников. Для качественного анализа учитываются виды толерантности - интолерантности:
  • межпоколенческой - диалоги 2 (В семье) и 7 (В метро)
  • межличностной - диалоги 6 (В Эрмитаже) и 8 (На сеансе у психолога)
  • межэтнической - диалоги 4 (При поступлении на работу) и 9 (В ЖЭУ)
  • межкультурной - диалоги 3 (В студенческой столовой) и 10 (За границей)
  • межконфессиональной - диалог 5 (На даче)
  • социально-экономической - диалог 1 (В школе)
Можно также составить опросы на основе проводимых газетой "Комсомольская правда" (либо использовать их результаты для обсуждения с учащимися):
3) Презентация с основными понятиями темы.
Этнические общности
4) План-конспект урока по теме: "Толерантность", созданный в рамках конкурса: "Права детей. всегда ли они соблюдаются взрослыми?". Урок занял II место на конкурсе.
5) Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:


6) Тексты с пропусками.
7) Проверочный тест.
-->

Комментариев нет:

Отправить комментарий

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...