Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

среда, 25 апреля 2012 г.

Задание на составление сложного плана развернутого ответа (С8). Часть 2.

В первой части была дана общая характеристика данного задания, а также предложен универсальный шаблон для его выполнения. Но в сообщении не было учтено два немаловажных фактора:
  • существуют различные виды планов
  • существуют различные модели заданий С8.
Данное сообщение позволит устранить этот пробел.

В сообщении использованы материалы демонстрационных версий, задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, материалы для подготовки экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ по обществознанию, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений, а также следующие источники:

  • Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. - М.: Айрис-пресс, 2012
  • Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий/ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010

План - четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
Существует несколько видов плана: назывной, вопросный и тезисный. Назывной план состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания, которые обычно указываются в подпунктах. Вопросный план представляет собой перечень вопросов, отвечая на которые выступающий раскрывает содержание темы. В подпунктах указываются элементы содержания ответа на вопросы. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п.
Существует две разновидности задания С8.
Первая разновидность предполагает составление плана ответа по какому-либо одному из аспектов широкой темы. В этом случае целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к тому аспекту, который необходимо рассмотреть.
Пример. 
С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Противоречия социального прогресса». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
В данном случае в теме, по которой предстоит составить план, названы два понятия: «социальный прогресс» и «противоречия прогресса». Более широким понятием является понятие «социальный прогресс», т.к. Противоречивость — одно из свойств социального прогресса. Следовательно, именно с понятия «социальный прогресс» следует начинать раскрытие обозначенной в задании темы. В зависимости от выбранной формы, план может иметь несколько видов.
Назывная форма плана раскрытия данной темы.
Можно пользоваться платформой, на которой создан план, для его редактирования и, в случае необходимости, последующего сохранения.
Вопросная форма плана раскрытия данной темы.
1) Что такое социальный прогресс?
2) Каковы причины прогрессивных изменений в обществе?
3) В каких формах может осуществляться социальный прогресс?
а) Эволюционная
б) Революционная
4) В чем заключаются проявления основных противоречий прогресса?
а) Нелинейность.
б) Относительность.
в) Неоднозначность последствий.
г) Цена прогресса.
5) Каковы критерии прогресса?
Тезисная форма плана раскрытия данной темы.
1) Социальный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
2) Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
3) Различают эволюционный и революционный пути общественного прогресса.
а) Эволюция – это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении. 
б) Революция – это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому. 

4) Противоречивость прогресса обусловлена разными темпами развития как различных компонентов социальной жизни, так и различных стран. 
а) Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
б) Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
в) Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.
г) Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.
5) В современной обществоведческой мысли критерием социального развития признается качество жизни – комплексный критерий, включающий уровень развития производительных сил, общественных институтов, благосостояние, свободу и возможность творческого развития, знания, духовно-нравственное состояние общества.

Вторая разновидность задания С8 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме, без наличия в ее формулировке родовых и видовых понятий.
Пример.
С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность как способ существования людей». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
В данном случае нет необходимости сначала рассматривать более широкую тему, а затем конкретизировать ее. Поэтому первым пунктом плана сразу можно поставить «понятие деятельности».
В зависимости от выбранной формы, план может иметь несколько видов.
Назывная форма плана раскрытия данной темы.
Вопросная форма плана раскрытия данной темы.

1)Что такое деятельность?

2) В чем отличия деятельности человека от активности других живых существ?
3) Каковы элементы структуры деятельности?
а) субъект;
б) объект;
в) цель;
г) средства;
д) действия;
е) результат.
4) Какие существуют виды деятельности?
а) по способам деятельности: практическая и духовная;
б) по творческой роли: репродуктивная и продуктивная;
в) по характеру активности: созидательная и разрушительная;
г) по способу формирования человека как личности: игровая, трудовая, учебная, общение. 

Тезисная форма плана раскрытия данной темы.
1) Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира.
2) В отличии от активности других живых существ, деятельность человека целесообразна, носит продуктивный, творческий характер, направляется познавательной потребностью и потребностью в общении.
3) В структуре человеческой деятельности различают следующие элементы:
а) субъект – тот, кто осуществляет деятельность;
б) объект – то, на что непосредственно деятельность направлена;
в) цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность;
г) средства достижения – приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности;
д) действия – составляющие компоненты (звенья) деятельности;
е) результат – соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности.
4) Существуют различные классификации видов деятельности.
а) Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы, а духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
б) Результат созидательной деятельности – изделия ремесленников, машины, книги, кинофильмы, построенные города, разрушительной – войны, убийства людей, разрушенные города, сожженные книги.
Оптимальный вариант ответа на задание С8 - составление плана в назывной форме. Такой план отразит в своих пунктах и подпунктах содержание рассматриваемой темы и при этом, по сравнению с работой над планов в тезисной форме, обеспечит значительную экономию времени, что в условиях экзамена является немаловажным фактором. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...