Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

среда, 3 июня 2015 г.

Использование роликов TED в учебном процессе №5

Я уже не раз писала о том, каким образом можно использовать выступления спикеров TED в обучении (все сообщения можно посмотреть по ярлыку TED). Посвящённые различным аспектам современной общественной жизни, ролики представляют собой прекрасный педагогически неадаптированный источник социальной информации, материалом которого можно конкретизировать содержание обществоведческого курса. Именно в таком качестве я обычно и использую материалы TED-конференций.

Однако, 2 недели назад я несколько изменила тот угол зрения, под которым использую эти ролики как объект изучения. По приглашению +Оксана Петрова я проводила мастер-класс "Искусство выступлений" в рамках Школы вожатых во ВДЦ "Орлёнок". Это одна из образовательных инициатив Intel — проведение мастер-классов с вожатыми и педагогами федеральных детских центров, подробности можно прочитать в блоге +Оксана Петрова на Образовательной Галактике Intel.

Проблема, на решение которой был направлен мой мастер-класс, была сформулирована следующим образом:
  • необходимо учить вожатых новым способам предъявления информации, совершенствовать их умения публичных выступлений в самых разных ситуациях (перед детьми, перед другими вожатыми, перед руководством и т. п.);
  • необходимо, чтобы вожатый понимал, каким образом он может обучать искусству публичных выступлений своих воспитанников;
  • необходимо, чтобы вожатые знали, с помощью каких сетевых сервисов можно создавать оригинальные визуальные сопровождения к выступлениям, и умели пользоваться этими сервисами.
Мне предстояло работать в течение дня с группой 30 человек, причём, было заранее обозначено, что в итоге вожатые должны обязательно продемонстрировать, чему они научились за этот день — то есть, сделать небольшое выступление по актуальной теме с современным визуальным сопровождением.

То есть, условия были довольно жёсткие. Думая над форматом, который позволил бы наиболее эффективно реализовать поставленные задачи, я остановилась на роликах TED. Действительно, почему бы не использовать их не как содержательный источник, а как риторическую модель, на примере которой можно анализировать идеи, содержание, структуру, визуальное сопровождение публичных выступлений. От выбора темы — что вдохновляет оратора и может вдохновить слушателей, до поведения спикера во время выступления, тех вербальных и невербальных средств, которые он использует.

Я понимала также, что необходимы какие-то подсказки/обучалки/шаблоны, к которым слушатели Школы вожатых смогут обращаться и после мастер-класса. Поэтому мною был создан сайт, который должен был послужить точкой входа в мастер-класс. Моя работа осложнялась тем, что среди слушателей Школы вожатых лишь несколько человек имели аккаунты Google и опыт работы в Google-документах. Поэтому на время мастер-класса пришлось открывать доступ на редактирование всем по ссылке, а основную часть работы проводить в одном документе. Для удобства работы все слушатели были поделены на 10 групп по 3 человека в каждой.

Структура сайта соответствует учебным модулям мастер-класса.

Модуль 1. Каким должно быть публичное выступление >>>
Мы начали работу с обзорного анализа нескольких маленьких роликов TED. Вожатые работали с совместным документом, обсуждали особенности жанра просмотренных докладов, причины, по которым они вдохновляют нас, выделяли приёмы эффективных публичных выступлений. Обобщение модуля происходило в виде разбора 9 приёмов, которые используют все спикеры TED (по книге Кармин Галло "Презентации в стиле TED" — мой отзыв на неё
  1. Раскройте в себе источник вдохновения
  2. Овладевайте искусством повествования
  3. Ведите выступление как беседу
  4. Научите чему-то новому
  5. Создавайте ошеломительные моменты
  6. Внесите нотку несерьёзности
  7. Придерживайтесь правила 18 минут
  8. Создавая мысленные картины, воздействуйте сразу на несколько органов чувств
  9. Будьте верны себе

Модуль 2. Содержание, структура и формат выступления >>>
Фото +Оксана Петрова

В этом модуле началась интенсивная работа групп по проектированию своего выступления. Каждый фрагмент содержания модуля (идея, цель, ключевая фраза, вступление, основная часть, заключение) тут же проецировалась группами на свои будущие выступления. На странице размещён совместный документ, в который группы вносили всё, что смогли наработать по ходу мастер-класса. Содержательной основой теоретического материала, помимо уже упомянутой книги Кармин Галло, стал книга Джереми Донована "Выступление в стиле TED" (мой отзыв на неё).

Модуль 3. Визуальное сопровождение выступления >>>
В этом модуле группы пытались изменить подход к презентациям, знакомый каждому из нас: когда слайд перегружен текстом, и докладчик просто дублирует его содержание. Вместо традиционного визуального сопровждения к модулю, я просто собрала слайды из разных презентаций, чтобы разобрать способы визуализации информации. Мало у кого из вожатых был опыт работы с сетевыми сервисами для создания визуального сопровождения, однако, группы с азартом кинулись осваивать и сервис для создания нелинейных презентаций Prezi, и сервис для имитации скрайбинговых роликов PowToon. И, если в начале модуля, когда я показывала работы своих учеников, созданные средствами этих сервисов, один из слушателей воскликнул: "Неужели это делают дети? Я даже не представляю, как это может быть сделано!", то к концу модуля группам удалось создать очень достойные для начинающих пользователей продукты. Одна из групп решила сопровождать своё выступление параллельным рисованием. Так как в кабинете, где мы работали, не было интерактивной доски, только обычный экран, группа самостоятельно нашла онлайн-сервис, отвечающий её потребностям.

Фото +Оксана Петрова

Завершился мастер-класс выступлениями групп и их анализом. Все десять групп дошли до финала, показав свои вдохновляющие презентации. Хочется верить, что каждый из слушателей в той или иной степени пересмотрел свои взгляды на публичные выступления и сможет эффективно применять полученные умения в своей профессиональной деятельности. А я получила бесценный опыт работы с новой аудиторией (постоянно работаю с учениками, с учителями, а вот с вожатыми работала впервые), смогла структурировать информацию по теме мастер-класса для того, чтобы тоже использовать её в своей дальнейшей работе.

А теперь — лирическое отступление от темы. Эта поездка вызвала у меня очень трогательные воспоминания. Я — ребёнок "Орлёнка" 1987 года и вожатая "Орлёнка" 1991 г. А потому каждую свободную минуту я гуляла по лагерю, по берегу моря, даже окунулась в море (полноценно купаться не рискнула: даже не потому, что вода ещё прохладная, 17 градусов, а потому, что море сильно штормило). Поэтому не судите строго мои фотографии: во-первых, я как раз вылезла из моря, а потому без макияжа и с мокрой головой, а во-вторых, это мой первый опыт селфи :-)

Гуляя вдоль "Комсомольского", где летом 1991 г. работала вожатой, даже расплакалась: столько всего накатило, вспомнилось, целая личная история, которая сильно повлияла на то, что я есть сейчас.

Скоро мы не узнаем центральную площадь "Орлёнка": на будет серьёзно реконструирована.

Обожаю розы!

А вот этот факт поразил: в "Орлёнке" по всей территории раздельный сбор мусора. Все контейнеры определённого цвета, с соответствующими надписями и иконками. Лагерь сдаёт мусор, а вырученные деньги направляет на озеленение. Опыт, достойный воспроизведения! Не случайно одна из групп на Школе вожатых выбрала темой своего выступления проблему фракционного сбора пластиковых бутылок.

Спасибо "Орлёнку", Intel и лично +Оксана Петрова за эти несколько дней!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...