Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

воскресенье, 30 августа 2015 г.

Каким должен быть формат промежуточной аттестации?

Последние четыре года я нахожусь в поиске форм промежуточной аттестации по обществознанию. В 2011—2012 учебном году подготовка к аттестации шла на протяжении всего учебного года: десятиклассники работали на портале "Открытый класс", выбрав одну из предложенных тем и создавая по ней цифровые артефакты. Итогом стала защита созданных работ (подробнее можно прочитать здесь). Год спустя промежуточная аттестация вылилась в конференцию в стиле TED (подробно писала здесь). Первые два формата носили индивидуальный характер. Однако увеличение числа учащихся в параллели привело к тому, что начиная с 2013—2014 года, подготовка к аттестации и защита работ происходит в группах до трёх человек. В 2013—2014 учебном году десятиклассники работали над темой "На какой урок я пойду с удовольствием", создавая страницы электронного учебника и фрагменты уроков (подробнее можно прочитать здесь).

Пытаясь как-то обобщить этот опыт, провела вебинар "Нестандартные формы аттестации" (презентация к вебинару, запись вебинара).

Согласно статье 58 Федерального Закона "Об образовании в РФ", "освоение образовательной программы <...> сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией". Учебный план нашей гимназии закрепил проведение промежуточной аттестации по обществознанию в форме защиты проекта.

Промежуточная аттестация прошлого учебного года в форме многозадачных групповых проектов дала столько материала для рефлексии, что пришлось разбить анализ на несколько частей:

По итогам аттестации десятиклассникам было предложено заполнить рефлексивную анкету. Один из вопросов анкеты звучал так: "Какой формат промежуточной аттестации, на ваш взгляд, наиболее эффективен?". Как распределились ответы, можно увидеть в диаграмме.
Подавляющее большинство учащихся, несмотря на все трудности, возникшие у них при подготовке к аттестации, проголосовали за групповой проект. Приведу несколько ответов, данных в обоснование своего выбора (орфография авторов сохранена).
  • Я считаю, что когда человек выполняет какой-либо проект, он лучше усваивает информацию и получает гораздо больше положительных эмоций, чем при работе с рефератом или билетами.
  • Никакая другая форма экзамена не "заставит" учеников перечитать столько книг и других источников, использовать столько ресурсов.
  • ...подобный опыт дает возможность подготовки к будущим проектам во время работы во взрослой жизни, кроме того, групповая работа, по моему мнению, самый эффективный способ именно хорошо подготовить информацию и запомнить ее.
  • Эмоции может дать любой формат (историю сдавали по билетам, перед экзаменом паниковали, а после — одни рыдали, другие плясали счастливые...), но увлечь настолько сильно, как это делает групповой проект, не может ни один другой формат. Разнообразие видов деятельности — вот что я люблю! 
  • Подобный вид проведения промежуточный аттестации дает возможность очень глубоко погрузится в какую-то одну, наиболее интересную для себя лично тему. Кроме того, не стоит забывать, что мы слушаем и другие группы, тем самым повторяем материал и по другим разделам предмета. Более того, мы рассматриваем информацию в разных формах и аспектах, что существенно облегчает понимание и непосредственное запоминание.
  • Подготовка и защита групповых проектов наиболее эффективен, как формат промежуточной аттестации, так как вы не только отвечаете за себя, но и за успех группы.
Если ученик выбирал вариант "Другое", он должен был дать свой ответ. В одной анкете в ответе было написано название аттестации этого года — "Вдохновляющая презентация". Ученица так объяснила свой вариант.
...я привыкла считать, что тестирование или любой другой вид письменной работы — самый оптимальный вариант. Забираю свои слова обратно! Формат "вдохновляющей презентации" является не только самым оригинальным и креативным, он также справедливо оценивает знания каждого участника (несмотря на то, что работы в группах) и дает нам новые. Кроме того, лично для меня промежуточная аттестация по обществознанию стала не заданием, которое я должна была выполнить, а маленькой ступенью в саморазвитии и в открытии в себе чего-то нового. Так как моя группа выступала с темой "6 шагов к успеху", я в праве сказать, что "вдохновляющую презентацию" можно считать седьмым!

Салман Хан в своей книге "Весь мир — школа. Преобразованное образование" (мой отзыв на неё можно прочитать здесь) неоднократно пишет о неэффективности контрольных работ и экзаменов в традиционной форме. Приведу несколько цитат из книги.
  • Контрольные работы ничего не говорят нам о потенциальных возможностях ребёнка в конкретном предмете. В лучшем случае они напоминают нам моментальный фотографический снимок, сделанный в определённом месте в определённое время. <...> Контрольные ничего не говорят нам о том, насколько долговечным будет знание. <...> Контрольные почти ничего не говорят о том, почему был дан верный или неверный ответ. <...> ...контрольные по сути своей пристрастны и избирательны. <...> ...контрольная только измеряет приблизительную степень запоминания и возможный уровень понимания определённого набора тем в каждый конкретный период времени, при том, что сам замер может значительно и случайно зависеть от задаваемых вопросов.
  • В этом парадокс и потенциальная опасность стандартных экзаменов: они проверяют усвоение определённого учебного материала, совсем не обязательно включающего в себя те темы и понятия, на которых учебный план должен быть построен.
  • ...экзамены вовсе не для того, чтобы наклеивать ярлыки и унижать, а чтобы испытать собственные силы.

Заканчивается лето, вот-вот начнётся новый учебный год. И очень скоро передо мной снова встанет вопрос: в каком формате проводить промежуточную аттестацию? Как наиболее эффективно проверить освоение программы моими учениками? Одно знаю точно: в мире, который постоянно изменяется, порождает новые способы восприятия информации, новые типы мышления школьников, формы контроля должны тоже меняться.

А как считаете вы? Приглашаю к диалогу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...